«Стоит изменить идею, что в классе все должны идти в одном темпе»

Алексей Калачёв — отец двух сыновей, экономист и педагог. Раньше он работал в школе и думал, как же сделать жизнь детей комфортнее и счастливее. Теперь пишет о проблемах в блоге на «Меле». Алексей рассказал редактору блогов Дарье Букиной, как воспитывает детей и почему считает, что индивидуальное обучение поможет системе образования.


Свобода принятия решений и безопасность

Часто лето для ребёнка — единственное время, когда он может заниматься тем, чем ему хочется. Нам, взрослым, может казаться, что во время каникул он бездельничает, но дети по своей природе этого делать не умеют. Если им нравится весь день бегать на улице, то пусть: это отличная, полезная практика. Значит, в этот момент они что-то понимают, осознают и становятся более здоровыми. Ребёнку интересно полежать на диване и посмотреть кино? Это прекрасная возможность подумать, поразмышлять и отдохнуть психически.


Если предоставить ему возможность ничего не делать, то скоро он выберет то, что ему сейчас необходимо: либо восстановиться, либо активно делать то, что интересно. Какое-то время он может поваляться, но потом обязательно начнёт чем-то заниматься — такова природа детей. Только если ребёнок уж совсем измотан, он может валяться месяц: ему нужно это долгое время для восстановления. Если ему не хочется ничего делать, не надо применять директивные меры и заставлять его что-то делать во благо, но против воли.


Детей надо готовить к тому, что они с раннего детства имеют право сами принимать решения. Например, когда ребёнок уже уверенно пошёл, он может решить, куда идти на прогулке: налево или направо. Если лишить его этого права — и в раннем детстве, и в школе, где его жёстко нормируют, — он будет почти 20 лет расти в атмосфере, где ничего не решает. В результате он станет либо инфантильным, либо упрямым, «на протесте»: всё время борется.


При этом здравый смысл ещё никто не отменял! Если ребёнок пробует отстоять свои права и у него это не выходит, он начинает понимать, что иногда лучше промолчать, а потом сделать по-своему. Либо искать другие аргументы, защиту у родителей или других взрослых.


При этом, если проблема касается здоровья, чести и достоинства, надо чётко говорить «нет» и бороться до последнего. Когда я говорю о здоровье, имею в виду и психическое, и физическое. Никто не имеет права заставлять человека делать то, что он не хочет. Например, стремление других унизить ребёнка никогда ничем не оправдано — тут надо бороться. Надо объяснить детям, что никто не имеет права их трогать без их разрешения. И научить противостоять манипуляциям вроде «А давай прыгнем с третьего этажа, потому что все так делают, а ты не пацан!».


Экзамены в первый класс

Когда мой старший сын поступал в первый класс в лицей, там надо было уже уметь читать и писать. Причём читать со скоростью 240 знаков в минуту (не каждый современный подросток читает с такой скоростью). Какой тогда смысл в начальном образовании, если ребёнка в детском саду должны были научить тому, чему учит начальная школа?


Другое дело, если проводить тестирование, чтобы понять, на каком уровне находится ребёнок, чтобы развивать его дальше. Надо определить, что он умеет, чего не умеет, какое у него эмоциональное состояние, как он воспринимает информацию, как её осваивает (быстро или медленно), чтобы подобрать оптимальный темп.


Нужно понимать, что изначально люди по-разному воспринимают новую информацию — в зависимости от среды, семьи и личных способностей. Это надо учитывать. Каждый ребёнок имеет право на развитие. Начальная точка, из которой он приступает к школьной программе, — это часть его личного пути.


Взрослые люди приходят в рабочие коллективы, где есть сотрудники, которым 20 лет, и те, кому 50. У них разный опыт и разные умения, но они друг друга дополняют. То же самое и с детьми. Почему они должны все равняться в одну линию и одновременно научиться считать или решать дроби? Вот именно в этот день, когда запланирован урок, ни днём раньше, ни днём позже. Это выглядит очень странно!


Для того чтобы одним детям было не скучно, а другие не отставали, придумали делить детей на «сильный» и «слабый» классы. В основе этого разделения — концептуальная идея темпа: все должны проходить материал одновременно. Если дети окажутся на разных уровнях, естественно, достигнуть синхронности в образовательном процессе будет сложно, а предусматривать индивидуальную программу наша школа категорически не умеет и не хочет.


Если перестраивать процесс, то надо обратить внимание на проектную работу. Она позволяет вместе работать людям с разным уровнем подготовки, разного возраста и достигать отличных результатов. Стоит изменить идею, что в классе все должны идти в одном темпе, дать возможность и право человеку развиваться со своей скоростью.


Лучшее из блога Алексея Калачёва:



Школьные опасности и альтернативные формы обучения

Основная проблема в школе — внутренняя безопасность. Это и появление молодёжных группировок, и наркотики, и антисоциальное поведение, и стремление всех заставить делать то, что может быть вредно для физического и психического здоровья. Это ключевая проблема, с которой сталкиваются все: родители, учителя, дети. Её можно решить, если убрать классно-урочную систему.


Школа — это чуть ли не единственное место, где люди вынуждены находиться в коллективе, который они не выбирали. Взрослые могут сменить работу, если им что-то не нравится, или уйти на фриланс. У ребёнка такой возможности практически нет, переход из класса в класс — это редкий случай, который чаще всего связан с конфликтными ситуациями. Не все могут себе это позволить.


Ребёнок становится заложником среды, когда его психика ещё не сформировалась, — это ещё одна проблема.


Убрав классно-урочную систему и позволив детям самим выбирать, на какие уроки ходить, в каком коллективе учиться, можно обеспечить им гораздо более комфортное существование. Будет меньше стресса и больше счастья. И результаты станут лучше.


У меня есть знакомые, которые перевели детей на домашнее обучение. У них достаточно средств, чтобы нанять сильных репетиторов. Но самостоятельно организовать полноценный учебный процесс дома потребовало от них колоссальных усилий. Обычные родители сделать такого не смогут никогда, но в этом направлении необходимо двигаться и создавать альтернативные образовательные программы. Тогда учителя смогут вести уроки не по программе, а в свободном режиме (авторская школа). Дети на такие занятия будут приходить добровольно. Они сами решат, куда им идти: осваивать дроби или заниматься музыкой.


Да, в этом случае может оказаться, что ребёнок сегодня выбрал музыку, завтра выбрал музыку и послезавтра выбрал музыку. Дроби он вообще не хочет осваивать! И ничего страшного в этом нет. Если ребёнку интересно, он замотивирован, тратит много времени и сил, то станет музыкантом. То же самое с людьми, которые выбрали математику или любое другое дело. Если им нравится конструировать роботов, наверное, из них получится хороший инженер или конструктор.


Профориентация и опыт работы

Самый лучший способ профориентации — дать ребёнку попробовать как можно больше вещей. Построить если не дом, то собачью будку, сделать если не робота, то мини-трактор, который тем не менее едет, а в химические опыты привнести реальный результат, который можно использовать дома.


На Западе детям дают возможность подрабатывать уже в школьном возрасте, реально зарабатывая деньги, — вот лучшая профориентация. Поработает, например, в кафе, сначала соблазнившись деньгами, а потом поймёт, что не хочет всю жизнь этим заниматься, и пойдёт в колледж. Или попробует и решит, что пока ему не нужно никакой учёбы, ему вполне комфортно и так — будет работать, зарабатывать деньги, поймёт, что хочет развиваться, пойдёт на какие-нибудь курсы или получит дополнительное образование.


Без практики никакой профориентации не может быть. Тесты, оценки по предметам, предрасположенность к тому, что лучше получается, — всё это ерунда. Мотивация рождается так: ты попробовал — тебе нравится. Всё остальное осваивается.