Хорошая история позволяет проложить путь к сердцу ребёнка. Туда успешно торят тропы марвеловские блокбастеры и компьютерные игры, но пора дать шанс и школьным наукам. Наш постоянный автор Инна Прибора рассказывает, как словесно-ролевые игры и детективные расследования помогут сделать предмет более захватывающим.
Многие эксперты говорят, что мы живем в «золотой век» сторителлинга: мир повернут на сериалах с точно выверенным сценарием, маркетинг атакует потребителей с помощью душевных историй, медиа выворачивают контент на манер комикса. И только в школе сторителлинг до сих пор представлен в виде назидательного рассказа от завуча «что бывает с двоечниками», да еще биографии Грибоедова, которая, впрочем, выглядит увлекательнее, чем его «Горе от ума».
На сама деле золотой век сторителлинга случился гораздо раньше, чем на Netflix появились многосерийные шедевры. Были времена, когда образование сводилось к песням о героических победах твоего племени и кое-каких историях о богах, в которых верят родители. Наверное, тогда человечество выяснило, что рассказывать, как всё в мире устроено, используя череду выходок похотливого бога — хороший ход.
Нарративы с героями, которые попадают в неприятности и по-разному выходят из них, и вправду работают.
Сегодня мы можем не довольствоваться наблюдениями у вечернего костра, а привлечь исследователей. Когнитивисты и нейробиологи подтвердят: история задействует больше областей мозга, чем некий набор фактов. Она эмоционально воздействует на слушателей, лучше запоминается.
Теперь нет проблем с исследованиями сознания тех ребят, которым плетут байки о героических победах племени: их мозг производит мощный коктейль из кортизола, который сосредотачивает наше внимание, и окситоцина, связанного с эмпатией и заботой. Это в свою очередь порождает сильную вовлеченность в историю, особенно если рассказчик не гнусавит.
Нынче сторителлинг используется не только в гуманитарных науках. Наша человеческая особенность — лучше усваивать информацию в форме складного повествования — делает истории идеальным методом обучения любым предметам.
Задача педагога здесь — не просто рассказать историю, но и повлиять на слушателей. Так примерно работают и в маркетинге: нужно не просто рассказать, что бренд хороший, но и сделать так, чтобы аудитория пошла за морковью, предприняла какие-то шаги или хотя бы оплатила подписку на оставшийся месяц.
Важно структурировать информацию, сделав ее не только привлекательной, но и понятной. Не все сходу вспомнят, определение валентности, но то, что Менделеев изобрел водку во сне, процедив ее через таблицу химических элементов, помнит каждый. Всё потому что про валентности нам не рассказали хорошей истории.
Продумывая урок, важно учитывать те строительные блоки рассказа, без которых он неизменно проваливается:
- точки входа (почему это должно быть актуальным для вашей аудитории);
- проблемы или загадки (то, над чем бьются герои и вообще хорошо бы поломать голову);
- разрешение проблемы (развязка в истории — то что даёт нам чувство удовлетворения).
Впрочем, истории можно рассказывать не обязательно сначала и не обязательно — преподавателю. Сторителлинг с элементами игровой деятельности — когда непосредственными участниками истории становятся дети — то направление, в котором движется прогрессивная педагогика. Мы собрали несколько альтернатив пересказу главы из учебника.
Та же самая приключенческая РПГ, но без компьютера. Предложите ученикам стать персонажами истории и дать волю своему воображению. Ставьте перед ними проблемы и предложите решать их, исходя из их ролевых особенностей. «Ваш самолет грохнулся посреди дождливых лесов Амазонки. У вас есть топорик, фонарь и веревка….»
Пусть одни могут лечить, другие обладают невиданной силой, третьи — ловкостью, а четвертные — умеют договариваться и решать конфликты. А теперь в зависимости от ваших учебных задач наводняйте мир преградами, бонусами и странными встречами. Скажем, на примере лесов Амазонки можно рассказать о географии, климате, видах животных, этнографии, миссионерстве или просто способах выбраться из глубокой ямы, если в нее набирается вода, а сверху тебя ждет ягуар.
Вы ничем не связаны! Смело помещайте детей в мир книг: вы отправляетесь в пещеру вместе с Томом Сойером, бежите из ГУЛАГа сквозь тайгу вместе с интеллигентным ученым, в роли поляков блуждаете в чаще, следуя за Иваном Сусаниным, или изобретаете вакцину от загадочной болезни в средневековой Европе в амплуа пришельцев из будущего. Дискуссии, возникающие между учениками по поводу решения поставленных задач, вам только на руку.
На первый взгляд, детектив — игра, которую можно использовать только на истории, обществознании или литературе. На самом деле, она тренирует метапредметные навыки, в том числе так ценимую всеми логику: умение формулировать вопросы, видеть несоответствия, связывать воедино разрозненные факты и договариваться.
Держа в уме учебную задачу, вы пишете сценарий (или заимствуете коллизию из уже существующих книг). Предложите ученикам выступить в роли детективов, разбив их на команды. Предоставьте исходные улики и возможность опросить свидетелей. В показаниях, которые отыгрывает педагог и те, кто ему помогают, должны быть некоторые несостыковки. Чтобы дети и впрямь продумывали вопросы, их число нужно ограничить: скажем, по три одному из свидетелей или подозреваемых. К тому моменту, как ваш таймер сработает, у ребят должны быть собственные версии произошедшего.
Не стоит ограничиваться рассказом «Кто убил старушку, если Раскольников был в отъезде» или «Кто толкнул Катерину с обрыва». При помощи детектива можно говорить об истории в сослагательным наклонении, воссоздавать мир прошлого, причем не только викторианской Англии. Погружайтесь в нравы и обычаи людей начиная с античности: детективные интриги ложатся в любую канву.
В школе, где я работаю, мы ставили детектив, посвященный мошенничеству с мощами святого в средневековой Чехии. Чтобы его разгадать, нужно было проникнуть в тайны анатомии лучезапястного сустава. Метапредметность — ценная характеристика детективов.
Квестбук — та же текстовая игра, только в ней выбор игрока ограничен заранее продуманными развилками. Делая выбор, участник каждый раз влияет на развитие сюжета и на результат истории. Это легко делать онлайн, включая информацию, нужную по программе. Для вдохновения можно взглянуть на текстовый квест «Черный континент». Миссия игрока — совершить как можно больше открытий в разных областях: для этого ему нужны выверенные решения, правильно собранная команда и грамотная экипировка. Впереди встречи с крокодилами, дикарями и малярией.
Более эффективной тактикой, чем прохождение квестбука, который придумал учитель ОБЖ, может быть самостоятельная разработка игры учениками. Чтобы, например, соорудить небольшую четырёхходовку по Онегину, нужно понять, в какие моменты герой делает выбор, какими обстоятельствами обусловлено его решение и есть ли другие варианты.
Чем младше дети, тем увлекательнее развилки: Гензель и Гретель, подслушав ночной разговор родителей, могут собирать белые камешки, хлебные крошки, взять с собой собаку или вообще — опять лечь спать, приняв услышанное за страшный сон. Каждый ответ ведет к разным последствиям.
Составление квестбука — это работа с комбинациями: как из одних стартовых обстоятельств получаются совершенно разные истории. Здесь отрабатывается видение логических закономерностей, творческое и системное мышление, а кроме того — это очень увлекательный способ работы с текстом.