Большая часть учителей, принявших участие в опросе РАНХиГС, посвящённом мониторингу эффективности российских школ, рассказали, что в школе им стало работать сложнее. Так ответили 73% преподавателей. Главными причинами трудностей названы большое количество бюрократических отчётов, введение ЕГЭ и ОГЭ, а также проблемную коммуникацию с родителями и учениками.
При этом около 70% учителей не планируют менять сферу профессиональной деятельности и уходить из системы школьного образования. Примерно треть допускает для себя возможность работать дополнительно и не по профессии.
Опрос показал, что и в городских, и в сельских школах имеется нехватка специалистов по разным предметам. Например, не в каждой сельской школе есть учитель труда, географии, физики, биологии, химии, информатики и ИКТ, музыки, ОБЖ и ИЗО. В городах есть проблема с педагогами по химии, музыке, изобразительному искусству, ОБЖ. Авторы исследования считают, что школы самостоятельно решают эту проблему на местах, давая учителям совмещать преподавание разных дисциплин. В сельской местности помимо нехватки предметников ощущается острый дефицит психологов, логопедов и учителей-дефектологов.
Большинство учителей в России имеет высшее образование. В сельских школах — 81,52%, в городских — 90,07%. Больше половины работающих в школе специалистов (56,63%) имеют стаж работы от 20 лет. И только 8,13% — преподают менее трёх лет.
Чаще всего молодые учителя с небольшим опытом работы занимаются с детьми физкультурой, иностранными языками, информатикой и ОБЖ. Больше всего преподавателей со стажем ведут классы русского языка и литературы.
Отвечая на вопрос, что бы могло простимулировать молодых специалистов на работу в российских школ, респонденты называли: стабильность работы (34,8%), удобный режим (38%), интерес к профессии (34,1%). Зарплату посчитали не главным фактором для привлечения выпускников педагогических вузов, но зато назвали её основным мотивом для удержания сотрудника в школе.
63,5% учителей сейчас работают более чем на одну ставку. Три четверти педагогов ведут после уроков занятия кружков и факультативов, а 73,9% учителей являются классными руководителями. Несмотря на объёмы нагрузки, работой удовлетворены, по их собственным словам, 73,2% учителей.
Участники опроса отметили, что количество бюрократических процедур в их ежедневной работе по сравнению с 2016 годом снизилось. Но она по-прежнему представляет главную трудность для большинства (79,4%). 41% считает, что жизнь школы усложняет проведение ЕГЭ и ОГЭ. 35% признались, что труднее стало контактировать с родителями и 15,6% преподавателей чувствуют, что им сложно коммуницировать с детьми.
При этом 70,1% заявили, что уходить из школы не собираются, но чуть больше 20% задумывается о таком исходе. К выходу на пенсию готовятся 12,2% работающих специалистов.