По итогам больших парламентских слушаний, прошедших 24 июня в Государственной думе и посвященных теме повышения качества образования, нижняя палата парламента утвердила рекомендации для правительства, Министерства просвещения и региональных органов государственной власти.
Напомним, что основными вопросами для обсуждения в ходе слушаний были заработная плата педагогов, меры по решению кадрового вопроса сферы образования, поддержка сельских школ, здоровье и питание школьников, оценочные продедуры. Теме заработной платы педагогов было уделено повышенное внимание.
Например, министр просвещения Ольга Васильева объяснила присутствующим, как формируется заработная плата педагогов.
В рекомендациях Госдумы отмечается, что «качество образования зависит от значительного числа различных факторов, но в первую очередь оно зависит от людей - тех, кто учит, и тех, кто учится. В не меньшей степени качество образования зависит от объема выделяемых ресурсов, эффективности государственного управления, условий воспитания и обучения, способности органов государственного управления консолидировать и эффективно использовать все имеющиеся у государства и общества ресурсы для достижения высокого уровня качества образования».
В документе выражена поддержка идее, что заработная плата молодого педагога должна составлять не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) и должна быть зафиксирована в трудовом договоре с каждым педагогическим работником.
Авторы рекомендаций выразили обеспокоенность состоянием школьного образования в малокомплектных образовательных организациях, они высказали уверенность в том, что программа «Земский учитель» может стать действенным инструментом привлечения учителей для работы в сельской местности.
В рекомендациях нашла отражение и критика нынешнего положения дел со здоровьесберегающими технологиями. «Необходимо вести разработку, апробацию и внедрение современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышать качество и доступность медицинского обеспечения воспитанников дошкольных образовательных организаций и обучающихся общеобразовательных организаций, решать непосредственно влияющие на их здоровье проблемы, такие как отсутствие качественного питания, излишняя учебная нагрузка, недостатки в развитии физического воспитания и школьного спорта, недостаточный охват детей летним отдыхом и оздоровлением и целый ряд других», - указывается в документе.
Помимо этого перед правительством, министерством просвещения и региональными органами власти поставлена задача по снижению бюрократической нагрузки на учителя. «Необходимо отказаться от практики запроса той информации, которая в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования официально представляется на сайтах образовательных организаций, установить исчерпывающий перечень сведений, в представлении которых участвуют педагогические работники», - записано в документе.
Рекомендации заканчиваются предписанием в адрес Комитета по образованию Госдумы организовать парламентские слушания по вопросу повышения качества профессионального образования в период весенней сессии 2020 года.
Прошедшие слушания активно обсуждались педагогами в социальных сетях. Самый распространенный отклик на событие можно выразить словами учителя МОУ СОШ №33 г. Подольска Наталии Котляровой:
- Чем меньше мер по повышению качества образования, тем выше качество образования.