Чему учат современные мультфильмы... И как помогают детям бороться с травлей


Каждый в детстве хотел быть похожим на кого-то: сверстника-заводилу, старших братьев или сестёр, а часто ещё и на персонажей мультфильмов или фильмов. Анимация — важный инструмент социализации дошкольников и учеников началки. В рамках инициативы телеканала Cartoon Network «Месяц антибуллинга» Мария Терещенко, программный директор «Большого фестиваля мультфильмов», рассказала, как современные мультсериалы помогают детям понять, что такое дружба и отношения в коллективе.


1. Создать фон нормы

Содержательные, нравственно-этические критерии, которые предъявляют взрослые к мультфильмам, вырабатывались годами, сегодня их накопилось уже изрядное количество. Учитывая, как много времени современный ребёнок проводит с мультфильмами, сегодняшнее общество ждёт, что анимация будет помогать дошкольникам разбираться, как устроен мир и социум, находить в них собственное, уникальное и комфортное место, считает Терещенко. К началу XXI века взрослое общество стало требовать от мультфильмов, чтобы они служили для ребёнка буквально теоретическим и наглядным пособием, как жить и строить взаимоотношения с другими.


Такие требования к детскому контенту предъявлялись далеко не всегда. В прошлом герой не обязан был вести себя идеально: довольно часто мультфильмы шли от обратного, изображая и, возможно, высмеивая несовершенный мир, лень, глупость, грубость. Сегодня более эффективным (особенно в контенте для дошкольников) считается положительный пример, изображение позитивных паттернов общения.


«Создатели современной анимации стараются как можно реже показывать дурной пример, сосредотачивая внимание на том, как позитивно разрешать конфликты, выстраивать отношения с группой, как реагировать на что-то новое, незнакомое, непохожее», — объясняет Мария Терещенко.


По ее словам, в анимационных сериалах для детей младшего возраста есть ряд негласных правил — желательно, чтобы герои были вежливы, и обязательно, чтобы соблюдали нормы безопасности: всегда надевали шлем перед тем, как поехать на велосипеде, пристегивались, садясь в машину. «Это создает фон нормы», — подчеркивает эксперт. Подражая любимым героям, ребёнок подхватывает и эти небольшие хорошие привычки.


2. Показать мир с другой стороны

Мультфильмы позволяют детям увидеть и рассмотреть другого человека: его внутренний мир и переживания, прочувствовать и понять, каково оказываться в той или иной ситуации, какие ощущения испытывает другой человек. Через сопереживание героям мультфильмов дети лучше начинают понимать чувства реальных людей и учитывать их в своём поведении.


В частности, это касается и проблем в коллективе. Что переживает человек, сталкиваясь с неприязнью других, что он чувствует, когда его дразнят. Конечно, непосредственно тема буллинга редко становится предметом обсуждения в мультфильмах для дошкольников и младших школьников (её и непросто было бы разыграть, учитывая, что эпизод сериала длится пять-десять минут).


«Как только ты начинаешь это разыгрывать, то возникает риск принести больше вреда, чем пользы», 

— говорит эксперт

Хотя в мягких формах дошкольные сериалы могут касаться тема буллинга: например, момента депривации, когда ребёнок чувствует себя одиноко, с ним никто не хочет играть, или дискриминации по гендерному признаку — девчонок не берем. Тема «Я и коллектив» важна для большинства дошкольных анимационных сериалов от «Лунтика» до «Смешариков».


Ребёнок-зритель видит, что персонажу на той стороне плохо и грустно, сопереживает ему, поэтому в жизни ему уже куда сложнее будет сказать «я не хочу с тобой дружить», «ты не такой, поэтому мы не возьмём тебя в игру», потому что срабатывает эмпатия.


3. Научить говорить о буллинге

По словам Марии Терещенко, сама по себе тема травли не нова для России, но активно обсуждать её в общественном поле начали только в последние годы. Терещенко вспоминает главный фильм, посвященный теме буллинга — «Чучело», снятый ещё в 1984 году. «В те времена фильм был настоящей сенсацией, но когда смотришь на него из XXI века, задумываешься, правильно ли он обсуждает тему буллинга. Слишком он, пожалуй, романтизирует то, как героиня противостоит коллективу. Это опять же к разговору о ролевой модели: слишком уж хочется быть такой, как она. А между тем девочка выбирает не самый правильный путь. Романтичный, но не очень правильный», — говорит эксперт.


«Когда мы проводили кинозанятие с подростками и обсуждали немецкий фильм „Эксперимент“, то затронули как раз и тему буллинга: большинство ребят посчитали, что если ты столкнулся с этой проблемой, то должен справиться с ней сам. И это категорически неправильно. Потому что человек не в состоянии самостоятельно справляться с травлей без последствий для психики. Об этом нужно говорить, чтобы обращение к взрослому в подобной ситуации стало для ребёнка абсолютной нормой, чтобы ему даже в голову не приходило, будто это трусливо или недостойно — всё это манипуляции, которые являются частью коллективного абьюза. „Если ты жалуешься, ты — трус и ябеда“, — говорят абьюзеры своей жертве. Нет. Ребёнок должен знать, что в подобных ситуациях надо обращаться к взрослым, а не геройствовать», — говорит Мария Терещенко.


По ее словам, проблема буллинга чаще поднимается в игровых фильмах для старших классов или в сериалах для школьников, но, к сожалению, в России их очень мало. Что до дошкольного контента, он работает с этой темой скорее профилактически, не в ключе «что делать, если…», а помогая выстроить коллектив так, чтобы буллинг и травля были бы невозможны.


Это работа на создание таких отношений в коллективе,

где каждый имеет право на понимание и уважение


При этом, говорит Терещенко, в зарубежной анимации есть сериалы, рассчитанные на школьников средней и старшей школы, где тема взаимоотношений раскрыта более подробно и может касаться в том числе и травли. Например, «Удивительный мир Гамбола» или «Время приключений», которые идут в эфире телеканала Cartoon Network.


Видео «Такой же странный, как и я»:  



4. Быть разными

По словам Марии Терещенко, сейчас в российском анимационном мире выстраивается ситуация, когда с экрана телевизора дошкольник может и не узнать, что сверстники могут враждовать между собой. Правильно ли это? Вопрос остаётся открытым.


Эксперт подчеркивает, что тема влияния мультфильмов на детей активно изучалась, но к однозначным выводам исследователи не пришли. По словам Терещенко, доказано, что есть краткосрочное влияние — час-два. «Никаких доказательств, что ребёнок всерьёз руководствуется теми же принципами, что и его любимые персонажи в анимационных сериалах, нет», — говорит Мария Терещенко.


Однако эксперт подчеркивает, что ролевые модели ребёнок действительно часто черпает из мультипликации, поскольку они более ясные и цельные, чем в жизни. «Конечно, ролевая модель может быть перенята и у старшего брата, и у мальчика из двора, но чаще из мультиков. И то, как изменились эти ролевые модели, как они стали доброжелательнее, просоциальнее — это важно в каждодневном поведении.


На глубокие морально-этические установки это вряд ли сильно влияет, но именно поведенческие мелочи перенимаются у персонажей весьма и весьма активно


И это тоже немаловажно, потому что многое в социальных коммуникациях складывается именно из мелочей. И сейчас — что тоже немаловажно — таких «ролей» стало в анимации намного больше. Самый яркий пример — это, конечно, женские роли. Ещё недавно в основном девочкам предлагалось быть маленькими принцессами, теперь же юные зрительницы могут примерить на себя любые роли, включая учёных, спортсменок, комиков и смелых героинь», — резюмирует Мария Терещенко.