Что делать, если ребёнок вечно сидит в телефоне?

Если в семье появился смартфон (или планшет, или ноутбук), то нужно быть морально готовым, что ребёнок будет и есть, и спать в обнимку с новой «игрушкой». Что делать, если школьник проводит пугающе много времени в телефоне, рассказывает детский психолог Лида Пархитько.



Вопрос. Доброе утро! Не знаю, как вести себя со своим сыном. Может, посоветуете что-то? Ему 14 лет, учится в 8-м классе. Постоянно торчит в телефоне, никак не может себя заставить нормально сделать уроки. Не записывает домашнее задание, чтобы мама не проверила и не заставила делать. Все задания списывает с ГДЗ, устные вообще не готовит. Пока днём дома один, вообще не может заставить себя делать уроки. Начинает всегда после тренировки, а это в 20:30. Потом, в 23:00, уже хочется спать, ложится, а уроки не доделаны, и его это не волнует. Я и ругалась, и мирно пыталась говорить. Съехал на тройки (а до 6-го класса был отличником, потому что я контролировала). И вроде ему эта ситуация не нравится, но он не может взять себя в руки и заставить себя, всё лень. Только телефон. Что делать? Или уже всё упущено безвозвратно?


Ответ. В 14 лет ребёнку уже не так интересна учёба, ему вообще неинтересны родители, ему хочется общения со сверстниками. И чтобы бороться с телефоном, нужно понимать, с чем связана проблема. Время в гаджетах обычно уходит на общение или развлечение. Это может быть постоянная переписка в соцсетях или просто игра.


Если это второй вариант, то родители могут выстроить правильную систему времени и запретов. Нужно объяснить ребёнку, что он может играть на выходных или в ограниченном количестве. Родители должны помогать регулировать время и учиться договариваться.


Должно быть чёткое рабочее правило: «Ты можешь играть тогда, когда сделал уроки»

или «В выходные у тебя свободное время и ты можешь заниматься чем хочешь»


Если это не работает, то лучше всего обратиться к психологу, потому что подобное непослушание может быть симптомом нарушенных отношений. Тогда сначала нужно восстановить их, а уже потом заниматься правилами.


Если же ребёнок в телефоне общается с друзьями, то, конечно, можно запретить это, но тут каждая семья сама принимает решение. Сейчас есть много социальных сетей, дети создают ютьюб-каналы, делают персонажа и играют онлайн с другими людьми — всё это функция общения. Если ограничить её, это лишит ребёнка канала коммуникации.


Лучше всего подумать, как дать ему альтернативу общению онлайн. Например, проверить, достаточно ли времени он проводит с друзьями, часто ли выходит гулять, можно подсказывать, как провести время после школы. Здесь ответственность лежит на родителях. Бывает, что они говорят: «Во дворе лучше не гулять», — а дома предлагают заняться домашним заданием. В итоге получается, что ребёнок изолирован от сверстников, и, естественно, в 11 вечера он лезет в телефон и просто общается с друзьями.


В 14 лет уже не нужно требовать, чтобы ребёнок получал пятёрки по всем предметам, нужно выбрать то, что ему нравится. Родители должны понимать, что в школе сложная программа. Даже если ученик хочет быть успешным по всем предметам, ему просто не хватит на это времени.


Понятно, что культурному и образованному человеку было бы здорово разбираться и в литературе, и в истории, и в географии. Но вместо домашних заданий можно сходить всей семьёй на выставку, в кино или музей и там рассказать что-то интересное о предмете. Всё это даст намного больше, чем нудное сидение над учебниками. Ребёнку должно быть интересно учиться.


Очень часто бывает, что дети уходят в телефон от каких-то сложностей, которые их преследуют в реальном мире. Школьник может не садиться за домашнее задание не потому, что не хочет, а уже из-за того, что он не понимает, как его сделать. В таком случае можно предложить свою помощь или нанять репетитора.