В 2019 году в мире образования было много драмы. Против принятия нового ФГОС протестовали видные педагоги, а министр просвещения Ольга Васильева пыталась найти причины низких результатов теста PISA. Рассказываем, что ещё важного произошло за прошедший год и как это повлияет на будущее
1. Средний балл за ЕГЭ для поступления на бюджет резко вырос
В 2019 году больше половины бюджетных мест в российских вузах заняли отличники — выпускники, которые набрали в среднем больше 70 баллов за каждый предмет. Но и среди них высокая конкуренция. Например, средний балл для поступления в МГИМО в этом году вырос до 96,2.
Согласно исследованию Высшей школы экономики, средний балл за ЕГЭ больше 90 в 2019 году — нормальная ситуация минимум в 13 российских вузах. Причём самый низкий средний балл для вузов первой десятки — 91 (это МГУ имени М. В. Ломоносова). Количество вузов, чьи требования растут, увеличивается с каждым годом. В 2018 году их было семь, годом ранее — пять, в 2016-м — всего три.
Двое школьников при этом смогли получить 400 баллов за четыре ЕГЭ. Даниил Дрябин из Тульской области и Анастасия Пределина из Екатеринбурга сдавали профильную математику, физику, русский язык и информатику. Сейчас молодой человек учится в МФТИ, а девушка — в СПбГУ. В 2018 году был только один такой случай. Тогда московский школьник Руслан Салимгареев сдал четыре экзамена на максимальный балл и стал студентом МГУ.
2. Принят новый ФГОС — многие педагоги против
Доработка нового федерального образовательного стандарта продолжалась полтора года. В ноябре 2019-го его наконец одобрило Министерство просвещения. За несколько месяцев до этого, на стадии общественного обсуждения, проект вызывал критику педагогов. По их мнению, новые стандарты не учитывают опыт российских психологов и педагогов с мировым именем (например, Льва Выготского или Леонида Занкова), превращают уроки в «натаскивание» на ВПР и тем самым убивают мотивацию к учёбе.
В ответ на критику член экспертной комиссии, которая оценивала ФГОС, директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов отметил, что новый стандарт вовсе не нацелен на то, чтобы подготовить учеников к ВПР или оценивать по его результатам всю школу. «Это [ВПР] самостоятельный инструмент, который используется Рособрнадзором для контроля качества… Это всё равно что сравнивать губернаторов по результатам ЕГЭ, как у нас когда-то делали». По его словам, такая практика может возникнуть из-за некомпетентных чиновников, которые «умеют только наказывать». Сам же новый ФГОС, считает Дулинов, стал понятней для рядовых учителей — в действующем им было сложно разобраться без помощи «специалистов-методистов».
Тем не менее у многих российских школ просто нет ресурсов, чтобы соблюдать новый стандарт, считает заслуженный педагог и академик РАО Евгений Ямбург: «В новом стандарте, в частности, перечислены условия, при которых он должен применяться. Они носят характер закона. В них есть, например, наличие спортивного зала, помещения для ремонта спортивного оборудования, театральный зал, костюмерная. У большинства школ в стране этого всего просто нет. Представьте себе маленькую сельскую школу, где даже туалет во дворе. Туда приходит прокуратура и спрашивает: „А где всё то, что во ФГОСе?“ И директора школы штрафуют… В преамбуле всё очень красиво, но выясняется, что сделано всё очень непрофессионально".
3. В 2020 году в некоторых регионах проведут новый обязательный ЕГЭ
Разговоры шли несколько лет, и в этом году чиновники подтвердили, что список обязательных экзаменов для выпускников российских школ всё-таки расширится. В 2020 году в 19 регионах в пилотном режиме проведут обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Ещё через два года его планируют сделать обязательным по всей России. Экзамена по иностранному языку после девятого класса пока не будет.
Ученики российских школ могут сдать экзамен по одному из пяти языков — английскому, немецкому, французскому, испанскому и китайскому. Самый популярный — английский: его выбирают 97% учеников. К слову, минимальное количество баллов для сдачи ЕГЭ в 2020 году уже известно.
4. Только один российский вуз попал в мировой рейтинг лучших вузов
Несмотря на весь ажиотаж вокруг баллов ЕГЭ, в мировых рейтингах стабильно держится только один российский вуз — это МГУ. В 2019 году он занял 38-е место в престижном репутационном рейтинге World Reputation Rankings 2019 по версии Times Higher Education. В тройке лидеров — Гарвард, Массачусетский технологический институт и Стэнфорд.
Правда, в других рейтингах российские вузы в уходящем году показали себя в более выгодном свете. Например, по версии Shanghai Ranking Consultancy, в 500 лучших мировых вузов вошли четыре университета. Помимо традиционного МГУ, это СПбГУ, МФТИ и НГУ.
5. Российские школьники «завалили» международный тест PISA
В конце 2019 года вышел очередной рейтинг международного мониторинга качества школьного образования. В нём проанализировали результаты тестирования за предыдущий, 2018 год.
Показатель России в разделе «Чтение» оказался немногим выше среднего — 479 очков. Для сравнения: среди стран бывшего СССР на одной строчке с нашей страной оказалась Латвия, а Эстония неожиданно стала лидером рейтинга среди стран Европы. Её балл — 523, выше только у Сингапура (549) и Китая (четыре провинции и два специальных административных района в рейтинге указаны как три региона с разными показателями).
Причиной неудачи, по мнению министра просвещения Ольги Васильевой, стало то, что в российских школах не выстроена «логистика от получения знаний на компьютере», на котором в 2018 году впервые проводили тест. Из-за этого школьники выступили хуже, чем могли.
При этом ученики московских школ смогли показать результат выше общероссийского. Москва впервые участвовала в тесте как отдельный регион и оказалась на третьем месте в мире по уровню читательской грамотности.
6. Школам рекомендовали ограничить использование смартфонов
Такие рекомендации выпустили Роспотребнадзор, Минпросвещения России и Рособрнадзор. В приказе говорится, что это сделано для профилактики нарушения здоровья школьников и повышения эффективности учебного процесса. Авторы документа утверждают, что от использования смартфонов страдает успеваемость и сон ребёнка. Школам посоветовали призывать учеников включать режим «без звука», а также предусмотреть специальные места для хранения телефонов.
Исключение — дети, которым мобильное устройство нужно по состоянию здоровья (например, при сахарном диабете), родители и сами педагоги. Им пользоваться телефонами в школе можно.
7. В сельских школах открыли цифровые классы
Ноутбуки, шлемы виртуальной реальности, 3D-коптеры и интернет-роутеры — такое оборудование для сельских школ закупили в рамках национального проекта «Образование». В этом году финансирование получили более двух тысяч учебных заведений — в частности, в Дагестане, Иркутской и Волгоградской областях. Ученики используют оборудование на уроках — например, чтобы проводить химические опыты или собирать роботов. Согласно исследованиям, у успешных учеников, которые используют технологии VR, средний общий балл на ОГЭ на 11% выше, чем у тех, кто использует традиционные способы обучения.
8. В колледжах больше не будут учить на парикмахеров и токарей
Об этом говорится в законопроекте Министерства просвещения, который чиновники подготовили в 2019 году. Чиновники назвали эти занятия устаревшими и пообещали заменить их на профессии, связанные с робототехникой. В список попали 23 специальности и девять профессий. Кроме токарей и парикмахеров, перестанут учить специалистов по гостиничному сервису и слесарей.
9. Вузы пытались наказать студентов за «политический активизм»
2019 год запомнился ещё двумя вещами. Во-первых, конфликтами между студентами и преподавателями за право высказывать свою точку зрения на происходящее в вузе. Во-вторых, преследованиями студентов. Они публично высказывали своё мнение о событиях в стране, и оно обычно не нравилось правоохранительным органам или руководству вуза.
Летом почти одновременно разгорелись скандалы во ВГИКе и СПбГУ. Студент института кинематографии Артём Фирсанов снял дипломный фильм — о том, как вуз не даёт ему снимать фильм про режиссёра Кирилла Серебренникова. В результате студент получил тройку, а вуз обвинили в цензуре. Закончилось всё тем, что по вызову сотрудника института на апелляцию приехали росгвардейцы. В социальных сетях студенту писали слова поддержки, а выпускники вуза делились свои неудачным опытом общения с руководством и преподавателями ВГИКа.
Студенты СПбГУ вышли на одиночные пикеты и подписывали петиции по противоположному поводу. Они своих преподавателей защищали — требовали сохранить за ними рабочие места, которых, по мнению студентов, их лишили незаконно. С преподавателями не продлили контракт на новый учебный год. Студенты посчитали, что причины формальны и на самом деле вуз пытается экономить на будущих историках.
Зимой 2019 года дважды задерживали аспиранта МГУ Азата Мифтахова. Сначала — по подозрению в изготовлении взрывчатки в общежитии университета, во второй раз — за нападение на офис партии «Единая Россия». Правозащитная организация «Мемориал» признала Азата политзаключённым. Сейчас он находится в тюрьме, где написал работу по математике. Инициативная группа студентов МГУ проводила акции поддержки с требованием его освободить.
В декабре к трём годам условного заключения приговорили другого студента — четверокурсника факультета политологии ВШЭ Егора Жукова. Его обвиняли к призывам к экстремизму и насильственному свержению власти в видеоблоге. Для этого, по версии суда, он «использовал знания, полученные в вузе». В видеоблоге Жуков критиковал как российскую власть, так и оппозицию.
Одним из изданий, которое поддержало Жукова, был студенческий журнал Doxa, который выпускают во ВШЭ. В декабре его редакция сообщила, что руководство вуза хочет вывести журнал из числа студенческих организаций — по сути, лишить ресурсов к существованию. Причина — за «политический активизм».
10. О единой форме аттестации учителей, которую обещали принять в 2020 году, пока молчат
Согласно плану работы экспертной комиссии, в декабре 2019 года должен завершиться анализ апробации новой модели, которая проходила в 19 пилотных регионах. Но более-менее заметных новостей по этой теме не было с осени прошлого года. Последнее сообщение на сайте Министерства просвещения РФ датируется ноябрём 2018 года. Пока на сайте ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) есть только презентация с описанием модели аттестации, которую использовали для апробации. Остаётся ждать, скажут ли что-то новое чиновники в будущем году.