«От двоек мы пока никуда не уйдём». Почему дети не хотят учиться, при чём тут оценки и как всё исправить

Что такое «учебная мотивация»
Есть версия, что внешней мотивации не бывает, бывает только внутренняя, а все, что нас стимулирует извне, — это не истинная мотивация, а что-то другое.

Например, когда нам нравится что-то делать, например читать книги или гулять, — это наша внутренняя мотивация. А если нам не очень нравится гулять, но мы понимаем, что только так можем пересечься с нашими друзьями? Или если ребенок ходит в школу, потому что ему там прикольно и весело, хотя процесс учебы не доставляет удовольствия? Какая это мотивация: внутренняя или внешняя? Мне кажется, что внутренняя, но какая-то косвенная, а не прямая.

А есть, конечно, внешняя мотивация, когда родители говорят: «Не будешь хорошо учиться — не поедем куда-нибудь на выходные» или учительница говорит: «Не сделаешь домашнюю работу — поставлю тебе двойку».

Разобраться во всем этом довольно сложно, но интересно подумать, что может сделать в этом плане учитель или родители. Их мотивации могут расходиться. А в подростковом возрасте, в 5–6-м классе, помимо педагога и учителя, появляется еще активная третья сторона — сам ребенок, который может четко сформулировать, что ему хочется или не хочется сделать. Например, ему не хочется ходить в музыкалку, хочется заниматься футболом. И здесь уже и родители, и школа входят в противоречие. Это действительно не самая простая ситуация.


Почему пропадает интерес к учебе
Причины могут быть совершенно разные. Прежде всего нужно задать вопрос ребенку: а что именно ему не нравится, почему ему скучно, чем бы ему хотелось заниматься? Кроме того, хорошо бы подметить момент, когда это началось. Мои знакомые отправили ребенка в школу и где-то ко второму классу увидели, что он совершенно не хочет туда ходить. А потом поняли, что началось это спустя две недели после начала занятий: оказалось, выбрали хорошую школу, но туда было очень далеко ездить, и ребенок просто физически не справлялся.

Так что причины могут быть психофизиологические, здесь лучше проконсультироваться с нейропсихологом или поговорить с классным руководителем, вообще обратить внимание на физическое состояние ребенка. Это может быть и неготовность к школе, которая проявилась, когда ребенок начал заниматься серьезными вещами. А возможно, это какие-то конфликты с одноклассниками или с учителями, потому что очень часто плохие отношения с учителем, какое-то недопонимание переносится и на сам предмет обучения.


Как меняется мотивация с возрастом
По моим наблюдениям, в начальной школе очень сильна игровая мотивация. Все то, что похоже на игру, все то, что интересно, воспринимается детьми на ура. Еще в начальной школе очень важен образ взрослого человека, учителя, который направляет детей. Это тот взрослый, на которого ребенок действительно ориентируется; как правило, он очень хочет понравиться своему учителю — или, если есть конфликтная ситуация, наоборот, сделать что-то назло.

А еще до определенного возраста дети все-таки любят играть по правилам. В начальной школе часто играют в школу, больницу, заполняют какие-то бланки, то есть занимаются имитацией совершенно скучных вещей, но если правила понятны, прозрачны, если ребенок сам согласен с этими правилами, то ему это кажется прикольным: я вот это сделаю, и будет мне что-то хорошее.


Нужны ли игровые техники в школе
Игровые технологии действительно помогают учиться — и социализироваться в том числе. Но родителям хочется показать детям, что мир тревожный, что не всегда может быть весело, и с этим я соглашусь. Можно выстраивать игры так, чтобы не просто веселиться. Игры могут быть и серьезными, и сложными, внутри игры можно выполнять какие-то трудные задачи, и игровая оболочка может быть очень легкой, очень ненавязчивой. С другой стороны, это ведущая деятельность в начальной школе, но она не единственная. Конечно, должна быть и какая-то исследовательская деятельность, опять же не в терминах, которые сейчас употребляют, а просто чтобы ребенок мог что-то попробовать своими руками, что-то посмотреть. Должна быть и деятельность общения, и самостоятельная работа без игровых элементов, и многое другое.

Здесь важен баланс. Каким он должен быть? Нужно смотреть на конкретную группу людей, например на класс или отдельных учеников, если вы учитель. Бывают суперсерьезные дети, которым, наоборот, не очень прикольно играть. А бывают дети, которым эта игра отлично заходит, и они мотивируются выполнять даже скучные вещи через эти игры.


Мотивируют ли ребенка отметки и оценки
Отметки — это то, что ставится в дневник: двойка, тройка, пятерка, у нас принята пятибалльная отметочная система. Надо сказать, что это тоже только инструмент — как молоток, которым можно забить гвоздь, а можно уронить его себе на ногу (к сожалению, если говорить об отметках, чаще случается второе). Сама отметочная система удобна, понятна, взрослые тоже ей пользуются.

Другое дело — оценка, и здесь многие психологи рекомендуют оценивать не самого ребенка, то есть не «ты молодец», «ты плохой», «ты глупый», а оценивать его работу, говорить:

«Посмотри на свой прогресс, ты в прошлый раз написал диктант с тремя ошибками, а в этот — с одной!»

Если мы говорим о государственной школе и системе, то, кажется, от двоек мы пока никуда не уйдем, к сожалению. Здесь учителю очень важно подчеркивать прогресс ребенка, говорить, что двойка — это определенная отметка, она выставляется по таким-то критериям, но у тебя есть такие-то достижения. Где-то возможна более нежная градация, а где-то она не очень возможна, но я бы здесь очень внимательно посмотрела, на какие предметы можно это перенести, а на какие нельзя. Понятно, что опыт по физике или химии — это одно, а сочинение — это немного другое.


Как не потерять мотивацию
Если говорить о родителях и учителях, то нужно просто правильно настроить ребенка: не «попробуй свои силы», а «посмотри, какая прикольная штука, не хочешь ли ты в этом разобраться?». То есть родитель и учитель в целом настраивают так, что если ребенку что-то не удалось, то можно вместе разобраться, в чем причина. Это не единичные фразы, а действительно линия образования, воспитания, поведения. Детям должно быть интересно, потому что всегда цепляет то, что ты не доделал до конца, ты про это думаешь. Ты не дорешал задачку, а почему? Это тоже хорошо работает на мотивацию, главное — это позитивный настрой и принятие со стороны взрослых.

Приведу два разных примера заданий олимпиады от «Яндекс.Учебника». В одном случае по русскому языку мы просим ребят прослушать диалог (привожу примерный диалог, не тот, который будет в олимпиаде). Самый младший персонаж, Женя, говорит своей старшей сестре: «А пойдем туда скорее, посмотри, там у экскурсионного паровозика такие хорошие маленькие…» И дальше пропущено слово, а сестра ему отвечает: «Да, пойдем, конечно, только это у кошки — котята, у тигра — тигрята, а маленькие вагоны мы называем вагончики, а не…» И тоже слово пропущено. Школьникам нужно догадаться, что это за пропущенное слово («вагонята»). Этот пример мы взяли из книги Чуковского «От двух до пяти». Он кажется очень понятным детям, потому что они сами недавно вышли из периода активного словотворчества, у многих есть младшие братья и сестры. Мы, с одной стороны, показываем эту ошибку, а с другой стороны, говорим: посмотри, как бывает.

Другой пример совершенно противоположный. Мы решили включить в олимпиаду задания на функциональную грамотность и работу с информационными текстами. Кажется, что это что-то из взрослой жизни, но на самом деле дети тоже с ними встречаются, например на стендах игровых площадок. Школьникам вместе с персонажем нужно будет прочитать этот сложный, зубодробительный текст, разобраться в сложных синтаксических конструкциях, понять значение слов по контексту и выбрать вариант, написанный человеческим языком, который ему больше соответствует.