Исследования доказывают, что активные дети лучше сосредотачиваются, быстрее обрабатывают информацию во время урока и лучше запоминают, чем те ученики, которые проводят весь день сидя. Поддержание активного образа жизни способствует ментальному здоровью, увеличивая приток крови к мозгу, то есть оно напрямую способствует обучению, физическому и неврологическому здоровью.
Многие из учителей знают, насколько важно поддерживать активную деятельность ребёнка, но школьные классы не приспособлены для того, чтобы дети проводили в них время активно. И всё же некоторым педагогам удаётся поддерживать физическую активность школьников во время всего учебного дня. Причём без дополнительной помощи со стороны.
Почему уроки за партой не должны быть стандартом?
«Сиди спокойно, не вертись!» — мы часто слышим это в школе. В последнее время эту мантру произносят чаще обычного из-за опасений, что современные дети не умеют сосредотачиваться. Это называют «эпохой отвлеченного внимания».
Согласно исследованиям Университета Дьюка, способность учащихся концентрироваться становится одним из важнейших факторов его дальнейшего успеха. Исследователи работали с более чем 1000 детьми из Новой Зеландии и отслеживали их способность к фокусировке внимания в течение восьми лет. Затем уже в зрелом возрасте отследили их здоровье и финансовую стабильность. Дети, способные к самоконтролю, продемонстрировали меньше проблем с деньгами и здоровьем.
Учитывая бесконечный поток контента из смартфонов, планшетов, компьютеров, неудивительно, что дети сегодня кажутся менее сосредоточенными, чем 30 лет назад. Но ограничения — это не выход! За последние несколько десятилетий время, которое школы уделяют физическому воспитанию, неуклонно сокращается. Хотя эксперты сходятся во мнении, что детям необходимо как минимум 60 минут физической активности каждый день.
Зная это, внимательные учителя делают активную игру частью учебного процесса. Игры и движение дают детям возможность снять стресс и отдохнуть от школьной рутины. И хотя детей, несомненно, нужно научить вести себя спокойно во время урока, одновременно они должны понимать, когда их тело нуждается в перерыве. Потому что оно требует этого даже от взрослых.
Как найти время для активности
Дисциплина и порядок во время учёбы формируют привычки и правила поведения для детей на ранних этапах жизни. Зачастую они не меняются и во взрослом возрасте. На работе вы можете услышать, как коллеги говорят: «Я выхожу на улицу, чтобы подышать свежим воздухом» или «Мне нужно прогуляться, чтобы очистить голову».
Быстрый 15-минутный перерыв помогает взрослым справиться с оставшейся частью дня. То же самое относится к детям. Что ещё более важно, физическое взаимодействие закладывает основы социальных навыков и особенно помогает тем ученикам, которые часто стесняются или имеют трудности в развитии. Дети учатся эмпатии, развивают лидерские навыки и повышают самооценку, работая в команде.
Ежедневная активность развивает и двигательный аппарат, и работу мозга. Согласно растущему числу исследований, движение увеличивает поток крови и кислорода, что положительно влияет на когнитивное развитие, физическое здоровье и психическое благополучие.
Вот несколько других способов, которыми учителя могут воспользоваться, чтобы сделать уроки более активными.
1. Установите правила для игр
Предложение больше двигаться в классе сперва может вызвать хаос. Но, как и во всех новых стратегиях, ключом становится формирование основных правил, чтобы дети знали, чего ожидать. Прежде чем предложить им подвигаться, объясните, зачем вы это делаете. Запланируйте все активности, даже такие, как прыжки, заранее определите чёткие цели, временные рамки и план отступления на случай, если урок пойдёт совсем не так, как вы ожидали.
2. Сделайте учебную деятельность более активной
Организовывайте походы в галерею, во время которых дети должны ходить по комнате, чтобы увидеть иллюстрации к разным частям урока. Попросите детей разбиться на группы, чтобы ответить на вопросы, а затем попросите их написать ответы на доске. Играйте в настольные игры, связанные с темой урока, если в них есть задания на физическую активность. Попросите детей нести выполненные работы к вашему столу, а не просто передавать их вперед. Даже это может внести больше движения в их день.
3. Устраивайте перекусы
Перекус или второй завтрак — хороший способ сдержать голод до обеда, он важен для детского организма. Пустой желудок может отвлекать от учёбы, а предложение перекусить легко превратить в способ подвигаться. Расставьте соки и закуски на столе в одном конце класса, и пусть дети несут их на свои столы или в другое предназначенное для еды место.
4. Гуляйте в полдень
Быстрая прогулка на свежем воздухе может творить чудеса, помогая ребёнку расслабиться. Если погода позволяет, спланируйте уроки, которые можно было бы провести на улице, или запланируйте 15-минутый перерыв в середине дня, чтобы класс мог выйти на территорию школы. Прогулка на свежем воздухе — одна из самых простых и эффективных форм ежедневной физической активности.
Пока мы далеки от того, чтобы физическая активность стала частью ежедневных уроков. Но мы должны к этому стремиться, потому что дети, если они двигаются, воспринимают уроки гораздо лучше и реже рассматривают их как работу.
Конечно, мы не можем просто утверждать, что физическая активность полезна для учёбы. Мы ещё должны это доказать, наблюдая за показателями и уровнем развития более подвижных детей. Как только мы научимся оценивать эффективность физической активности, мы сможем лучше понять, как внедрить активные уроки в систему образования и какие из них принесут детям наибольшую пользу для здоровья и обучения.